Пятнадцать лет с о. Даниилом и без него
Поминайте наставников ваших,
которые проповедовали вам Слово Божие,
и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7)
15 лет назад.
Из книги «Неизвестный Даниил».
1. Светлана Анисимова, прихожанка храма св. апостола Фомы, работница иконной лавки.
Мы очень редко осознаем, что Бог общается с нами через людей, и встречи бывают не случайны. Когда я пришла в храм апостола Фомы и впервые увидела отца Даниила, то просто восхитилась его открытостью, его веселостью. Когда батюшка входил в храм, мы все наполнялись его радостью, его любовью, мы всегда знали, что он выслушает, скажет нужное слово. Каждого он встречал и провожал с улыбкой, каждый вновь пришедший думал, что батюшка ждет именно его.
2. Лариса Беликова, прихожанка храма святителя Николая в Толмачах.
Отец Даниил был очень жизнерадостным, улыбчивым, праздничным человеком. Я никогда его не видела в плохом настроении, к нему было очень легко подойти, он был всегда открыт для общения. В нем не было ничего менторского, хотя говорил отец Даниил только о Боге, о вере. Бывало, что он приходил к нам домой в гости — и каждый раз это был экзамен на знание Священного писания:
— Вот у вас есть икона «Сошествие во ад». А как люди узнали о существовании ада?
3. Лилия Иванова, друг семьи
…Распахнулась дверь, и вошел бодрый, энергичный отец Даниил, с широченной улыбкой, просто – человек-порыв! Он бурно начал рассказывать что-то интересное, при этом он не говорил, а глаголал. Он вообще выделялся своей манерой говорить, любил вспомнить смешные, казусные ситуации, даже какие-то анекдотические моменты. Хохотал, и невозможно было вместе с ним не смеяться.
4. Наталья Рогулина, прихожанка храма ап. Фомы.
…Помню холодный осенний вечер, чувство безысходности, а в храме на Крутицах тепло, но какой-то непривычной теплотой, как будто неземной. Расставлены деревянные скамейки, потихоньку приходят люди, рассаживаются. И вот заходит батюшка. Нет, не заходит, он влетает, врывается, нарушает размеренное, расслабленное течение мыслей.
5. Наталья Машукова, духовное чадо о. Даниила
Любая разбираемая тема, какой бы трудной для понимания она не казалась до того, в изложении о. Даниила становилась доступной и понятной. Меня сразу же поразила энергия неунывающего батюшки, постоянная пасхальная радость, исходящая от него
6. Юрий Диткин, прихожанин храма ап. Фомы
Я первый раз увидел человека, который по-настоящему любит Бога. Как-то он сломал ногу и все равно попросил меня обязательно отвезти его в храм, он рвался к Богу даже в таком состоянии, и остановить его было нереально.
Наши дни и 15 лет с ним.
7. София Х друзья
Память об о. Данииле всегда живёт в нашем доме. Даже на бытовом уровне, с мужем при разговоре можем сказать: А помнишь, как о. Даниил говорил… Часто вспоминаем какие-то истории, связанные с ним. Причём, как правило смешные. Как-то привезли нашу старшую с дачи, а время уже позднее, часов 11 вечера. Мы вам предложили быстренько у нас поужинать (мы знали, что вы голодные, а дома у вас и нет ничего готового). Ну, мы быстренько спели все вместе «Отче наш», быстренько вас покормили, и вы уехали. Мы все легли спать. Часа через 2, то есть уже около часа ночи к нам заявляется … полиция! А мы-то уже спим, я на сносях. Они заходят и давай выяснять: что тут у вас происходит. Мы (спросонья, в пижамах) им говорим: а что у нас происходит? Мы спим. Ну, мы-то правда спим. А полиция говорит: Мы выехали на вызов, зачитывают: сначала громко молились, потом стали швыряться тарелками. Мы такие- да вы чего? Совсем уже что ли? Мы спим вообще, это вы тут приехали, нас всех разбудили, ребёнка подняли, меня тут нервничать заставили, сейчас в род.дом поедем, после нашего с вами разговора. Полиция расшаркалась, извинилась и ушла. Мы пошли спать. И только с утра сообразили: точно, мы же «Отче наш» пели, причём пели-то с о. Даниилом, значит пели громко. Потом посуду, наверное, быстро передавали, может быть, она и гремела. А дело-то было летом, окна открыты, вот добрые соседи, то ли от испуга, то ли из каких других (но наверняка лучших побуждений), сообщили о нас в полицию. Часто со смехом вспоминаем эту историю.
Когда мы покупали нашу квартиру, волновались, переживали, чтобы и сама сделка прошла хорошо. И так получилось, что я в это время была около Ваганьковского кладбища, конечно, я зашла на могилку о. Валентина Амфитеатрова. Я сходила, помолилась, но ведь это о. Даниил научил молиться о. Валентину. Вы за мной несколько раз заезжали, брали послужить панихиду на могилке о. Валентина. Вот так и получилось и получается, когда я прихожу на могилу о. Валентина я как будто им обоим молюсь — и о. Валентину и о. Даниилу. А прихожу я на могилу (именно прихожу, а не приезжаю) я в этом совершенно убеждена, не без их молитвенной помощи и поддержки, квартиру мы купили в 15 минутах ходьбы до Ваганьковского кладбища. Так вот и поминаю их обоих, получается…
Да и вообще, образ о. Даниил очень ярко стоит в памяти. И как он на нашем венчании служил — дьяконом ещё, как он нам многолетие такое провозгласил, что все испугались, что сейчас стёкла повылетают. А после венчания, на трапезе — какой тамада, о. Даниил лучшим тамадой оказался. Благодаря ему такая радостная, счастливая, громко-весёлая свадьба у нас получилась.
После гибели о. Даниила. Сама новость о которой была и неожиданной, как обухом по голове, и ожидаемой — он примерно за месяц приезжал к нам, показывал мне и смски и говорил об угрозах, как будто попрощался тогда. Так вот, все 40 дней у меня было такое состояние — как будто дверь в Царствие Небесное была слегка приоткрыта, как будто и меня немного касалась Благодать Божия. Не могу объяснить, но ты сама знаешь — присутствие Благодати Божией ни с чем невозможно спутать. Это такой, как правило непродолжительный духовный опыт, но забыть о нем невозможно, ты точно знаешь, где, когда, при каких обстоятельствах ты почувствовала Присутствие Божие, практически на физическом уровне.
Продолжение следует…