Рождество Пресвятой Богородицы. Проповедь о. Даниила Сысоева
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Поздравляю вас всех с великим праздником рождеством Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Присно Девы Марии! В сам день рождества Богородицы мы с вами и радуемся и ликуем, потому что рождается Та, кто по плоти родила нам Сына Божия. Родилась лучшая из всех дочерей человеческих. Мы можем сказать, что рождение Богородицы это величайшее из рождений людей. Это конечно не рождение по плоти Сына Божия, сосудом Которого стала Пречистая Богоматерь, но это завершение всех деторождений которые были в древности.
Мы с вами знаем, что священное Писание Ветхого Завета и сама практика древних людей, говорила, что величайшим благословением которое может быть для человека, является рождение сына или дочери, и рождение не просто человека, а рождение праведника. Это являлось наибольшим благословением в древности.
Господь сказал: «И если вы будете слушать законы сии и хранить и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе, как Он клялся отцам твоим, и возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей» (Втор. 7:13-14).
Для многих современных эмансипированных барышень, для мирских мужчин, такое кажется ненормальным. Но Бог – есть источник жизни, и Ему угодно, чтобы больше было живых. И именно восприятие деторождение как великое благословение Божие, оно связанно именно с восприятием Бога, как Бога Живого.
Одно из любимых выражений Библии, клятвы которой люди клялись тогда, звучит: «Жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя» (4 Цар. 2:6).
Сегодняшний праздник – это день явления жизни, и не просто жизни, а жизни по преимуществу. Потому что в новорожденной отроковице Марии соединились вместе пророчество пророков, праведность праведников, подвиги патриархов, мужество древних мучеников Маккавейских. И вся река человеческой истории соединяется вместе, чтобы жизнь Бога смогла слепить себе нечто новое. Что такое таинство рождения? Действительно это нечто странно-непонятное. С одной стороны мы знаем, что зачатие причастно скверне. В зачатие нам передается порча, первородный грех, который входит в человека в момент зачатия, поэтому никто чистым не рождается.
Мы знаем, что даже Пречистая Богоматерь нуждалась в спасении, о чем она сама говорила: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1:46-47).
Даже Богоматерь не была свободна от этой порчи первородного греха. Но при этом рождение это то место, где человека касается Сам Бог. И в самом рождении заложена вся дальнейшая судьба человека, который раздирается между Божественной жизнью – жизнью человека и грехом, который растлевает эту жизнь. Грех сначала портит ее фальшивыми удовольствиями, а потом он ее просто уничтожает. В рождении Богородицы – торжествует жизнь! Не даром ее рождение сопровождалось чудом, подобным чуду рождения Авраама, родившем сына Исаака в сто лет. Также и Богородица родилась от бесплодных родителей, которые уже были в глубокой старости. Таким образом она стала чадом молитв.
Святитель Лука Войно-Ясенецкий и святитель Феофан Затворник задаются одним и тем же вопросом: «Почему у детей с рождения разные лица? И отвечают, что дух человеческий формирует себе тело по своим собственным склонностям». Мы знаем, что Бог лепет наши тела, но Он лепит через нашу душу, которая может своей злой направленностью испортить действие руки Божией. Бывает, что человек от начала помечен печатью греха, бывает, что человек от рожденья помечен печатью святости. Когда крестили новорожденную, очень слабенькую девочку трех дней от роду, будущую известную колдунью Елену Блаватскую, то шалившая рядом девочка – дочь священника подожгла ему филонь, и он сильно обгорел. Это был некий знак от Бога, что в будущем эта девочка, окажется великой злодейкой. Был великий гонитель христиан византийский император Константин Копроним (718-775 годы), который уничтожал святые иконы. Греческое слово «копроним», означает – «дерьмоименный», «навозный». Это прозвище было дано ему потому, что он опкакался во время крещения, во время погружения в воду. Этот момент говорит о том, что печать зла уже действует на ребенка, это конечно связано с тем запасом, который дали родители.
С другой стороны есть и направление к праведности, проявляющиеся в человеке еще во младенчестве. Типичным примером в этом служит Богоматерь, которая была плодом молитв Ее родителей. Рождение Богородицы, как и наше рождение, было приготовлено многими поколениями. Чтобы мы появились должно было огромное количество людей встретиться и вступит в плотские отношения. Богоматерь она особенно предузнана Богом-Отцом до творения, предназначенная для того, чтобы стать Матерью для Сына Божия. Она была подготовлена в течение семидесяти семи поколений, начиная с Адама, для того, чтобы на Ней, как в фокусе, сошлась вся праведность. Само по себе праведность, конечно же не наследуется. Если у праведника родится сын-грешник, то ни отец, ни мать в этом не виноваты, потому что здесь действует свободный выбор человека. Но существует некая заданность, например, у русских она проявляется – в том, что мы принадлежим к белой расе, и у нас есть определенные таланты свойственные ей, но нет талантов характерных для других рас. Бог наделил разными талантами разные расы.
Кроме генетической, есть заданность праведности. Это проявляется в том, что праведность родителей, выкармливает дух их ребенка, облегчает его выбор в сторону Бога. Человек, выросший в праведной семье, обладает более сильным духом, чем тот, кто родился в безбожной семье. Проблема нынешних российских поколений заключается в том, что у многих из нас родители, дедушки, бабушки, происходят не из христиан, а из безбожников, коммунистов, которые занимались богоборчеством, и это ослабляет дух человека. Хотя, мы взывая к Богу можем компенсировать этот недостаток, как его компенсировали наши предки принимая христианство, потому что сила Божия способна поднять человека. Но когда многие поколения заботятся о некой цели, то она достигается. И рождении Богородицы – это достижение той цели, к которой стремилось все человечество вообще, и еврейский народ, в частности, в течение многих веков. Действительно, Марии бы не было, если бы Авраам отказался пойти на страшную жертву (принести сына своего в жертву Богу). Марии не было, если бы не благородство Давида, мужественность и кротость Моисея, героизм Иисуса Навина, мудрость Даниила и святость древних царей Израиля.
Вся эта праведность не прошла за зря, Мария явилась реализацией, того к чему стремились многие пророки. Ее дух созданный в момент чудесного зачатия Иоакима и Анны, изначально горел в стремлении к богообщению, которое пронизало Марию с момента зачатия. И справедливость здесь в том, что Господь услышал молитвы древних, и ответил на них, рождением Пречистой Девы. Цель ради которой существует мир, сегодня является здесь, рождается человек, аккумулированной святости за все многие тысячелетия существования человечества, он захотел эту святость реализовать во всей полноте. Рождается тот человек, который захотел полностью стать богоносным, несмотря на разъедающий его грех, и печать смертности лежащую на нем. Это удивительное и чудесное событие, которое мы сегодня празднуем, и оно напоминает нам о том, что все наши действия, добрые или злые, никогда не касаются только нас с вами. Наша жизнь подобна камню брошенному в пруд, когда камень уже на дне, то круги продолжают все еще идти по воде. Также и наши поступки, как злые, так и добрые, они в разной степени, но действуют на весь мир.
Поэтому апостол Павел говорит, что «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12:26).
Поэтому если один христианин согрешил, то больно становится всей Церкви, а если сделал доброе дело, то оно тоже распространяется на всю Церковь. Это происходит потому, что добрые и злые дела касаются всех и отражаются на всех. Молитва может изменить всех людей, и я знаю множество тому примеров, и каждый из вас наверное сталкивался с тем, когда молитва меняла самые немыслимые ситуации. Но не только молитва, но и доброе слово способно изменить человека. Сколько людей были спасены от самоубийства с помощью обычного доброго слова, обычной поддержки! Это то, что мы видим, а существуют более глубокие виды реальности духовных миров, к которым также человек относится по своей душе, на которые тоже влияют наши добрые и злые поступки.
Например, с сознательно сделанным злом усиливается власть сатаны, как и с сознательно сделанным добром власть сатаны уменьшается. Человек поэтому должен понимать, что от его выбора зависит все!
Сегодня, в день рождества Пресвятой Богородицы, прославляя Бога, который даровал нам великую заступницу и защитницу нашу, давайте будем молится Пречистой Богородицы, чтобы как Она стала плодом молитв и праведности всех древних поколений, так и по ее молитвам мы сами породим благословение Божие и для наших потомков, друзей, родных и близких, чтобы и мы с вами стали источником благословения, хотя бы нашего рода, я уже не говорю про все народы земли, каким стала Пречистая Богоматерь. В которой мы все получили благословение и в которой исполнилось древнее пророчество Бога, сказавшего (Быт. 3:15).
Да поможет нам Бог по молитвам Пречистой Богородицы Приснодевы!
ТРОПАРЬ (глас 4)
Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
КОНДАК (глас 4)
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.
Эта проповедь отца Даниила Сысоева, приведена из книги «Уроки святости».