Православная женщина должна быть образцом для подражания

Матушка Параскева Звегинцева человек довольно известный в православной среде. Вместе со своим супругом отцом Павлом Звегинцевым она воспитала пятерых родных и 14 приемных детей. Хотя, «воспитала» — неверно сказано. Потому что они продолжают воспитывать, и каждый год в семье появляются новые дети их детских домов и приютов. А еще матушка ведет активный социальный образ жизни.

Она с батюшкой входят в общественный совет Республиканской Ассоциации приемных семей,  в консультативную группу регионального Центра содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, отец Павел руководит клубом приемных родителей нашего города.

Их родительский подвиг был высоко оценен Правительством республики Татарстан и Правительством России: в 2009 году эта семья получила звание “Гордость Татарстана”, а в 2010 году матушка Параскева была награждена медалью “Материнская слава”. А еще вся семья матушки занимается аэродизайном — создает украшения из воздушных шаров для праздничного оформления помещений.

Мы решили побеседовать с матушкой о детях, о жизни и о православных женщинах.

— Матушка, расскажите, пожалуйста, о себе.

— Мне 41 год. С ним мы будущим супругом познакомились на работе, служебный роман так сказать: мы оба работали на местном телевидении. С тех пор вместе почти 20 лет. В мае будет 18 лет дьяконской хиротонии мужа, а в ноябре — священнической.

— В вашей семье уже давно воспитываются приемные дети. Сколько приемных детей прошло через вашу семью? Расскажите о них, как они попали к вам? Как уживались друг с другом?

— Первые приемные дети появились у нас в 2002 году. было это во время устройства летнего православного лагеря. Местный житель, дедушка, привел к нам своих трех внучек и попросил помочь пристроить их в интернат.  И вот тогда мы с отцом Павлом решили взять этих девочек к себе. В интернате ведь тоже детям не сладко.

— Были мысли, что не справитесь?

— Конечно, были. Детки были довольно большими, младшей было тогда 11 лет, а старшая была старше моего старшего ребенка. Было, о чем задуматься.

— Ну и как? Трудности были с приемными детьми?

— Конечно, были. Трудности есть всегда со всеми детьми, и с  приемными, и с родными. Не бывает с детьми легко. Всякое бывало. А еще надо учесть их количество — в нашей семье в одночасье количество детей увеличилось вдвое!

— Но, несмотря на трудности, вы не остановились и потом взяли еще детей?

— Да. Когда девочки стали подрастать, стали покидать наш дом, уходить в самостоятельную жизнь, у нас в квартире стало как-то пусто. Стояли пустые детские кроватки, игрушки, которые уже никому не были нужны… И стало понятно, что надо брать еще детей. Хотя к тому времени у нас кровных уже было пять. И мы пошли еще за дочками и сыночками.

— Вы своих родных называете кровными, а не родными, почему?

— А они все родные. Они все для нас стали родными. Когда несколько лет каждый день воспитываешь ребенка, заботишься о нем, держишь за ручку, когда он болеет, разделяешь с ним все его горести и радости, то как иначе будешь его чувствовать? Конечно, родным.

— Сколько всего приемных детей у вас было и есть?

— Через нас прошло 14 детей, трое из них были временно, так называемый патронат. Четверых мы уже выпустили во взрослую жизнь. Три дочери замужем, от них у нас уже 5 внуков, они все приезжают к нам в гости, у трех внучек я крестная. Сын – студент, приезжает к нам на все каникулы. Кровная дочь также студентка. Сейчас дома несовершеннолетних приемных семеро и четверо кровных. Двое приемных с нами 8 лет, двое – 2 года и троих мы взяли перед Новым 2016 годом. Все приемные дети – социальные сироты, т.е. их кровные родители лишены родительских прав, у одной девочки оба родителя находятся в местах лишения свободы. Все дети дружны между собой, считают друг друга братьями и сестрами. Бывало, что за новыми приемными приезжали всей семьей. Дети вообще радуются, когда у нас появляется новый ребенок. Если и случались конфликты, то из разряда обычных, которые случаются в любой семье между детьми. И никто никогда никого не попрекал тем, что он не кровный.

— Какое у Вас образование? Вы работали по специальности?

— Я училась на бухгалтера, по специальности почти не работала. Вышла замуж и на мирской работе больше не работала. 4 года отучилась в ПСТГУ. Проходила курсы преподавателей православной культуры при МДА.

— Потом вы ушли в бизнес. Небольшой, но, тем не менее, свой бизнес. Что Вас подвигло  на это?

— Нет, мы не уходили никуда, бизнес пришел в нашу жизнь. Наш бизнес – это наше хобби, наше творчество, которое еще приносит и дополнительный доход, а главное, огромное удовольствие всем членам семьи. Мы занимаемся оформлением воздушными шарами, дарим людям праздник.

А познакомились с аэродизайном благодаря участию в семейных конкурсах. Кроме этого еще пеку торты на заказ, покрываю их сахарной мастикой. Наши дети тоже постепенно овладевают навыками и аэродизайна, и выпечки. Им это интересно, и они уже учатся .

— Как супруг отнесся к Вашей идее?

— Мы с супругом единодушны во всём. Всегда и во всём мы вместе, в том числе и в аэродизайне. Мы оба входим в сотню лучших аэродизайнеров России.

— Не сталкивались ли вы с осуждением в среде прихожан, знакомых, дескать, матушка, а свое дело открыла, вместо того, чтобы у плиты с тряпкой стоять?

— Нет, не сталкивалась. Почему-то об этом спрашивают только корреспонденты.

— Как вы все успеваете? Управляться с детьми, с хозяйством, заниматься бизнесом?

— Я большое значение придаю правильной организации времени — тогда  можно успеть очень много. Мне помогают освоенные мною система Флайледи и тайм-менеджмент, соблюдение режима дня. И, конечно же, дети с малолетства приучаются к труду, к самообслуживанию и самостоятельности. Все это при правильном подходе помогает управиться с делами даже при большом количестве детей.

— Какой, на Ваш взгляд, должна быть православная женщина?

— Отвечу не своими словами, лучше, чем в этих цитатах, я не скажу. Святейший Патриарх Кирилл, еще будучи Митрополитом, поделился с журналистами тем, что был потрясен, получив от зрителей своей программы “Слово пастыря” письмо с вопросом, почему православные женщины так убого выглядят. Тогда владыка подверг критике тех верующих, которые с чрезмерным пренебрежением относятся к своему внешнему виду, создающему, по его словам, негативное впечатление от православия в целом:

«Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом. Православие – это не убожество, это красота жизни!»

Надо признать, что мы самолично проложили тропу последовательной маргинализации образа современной православной женщины. Вопрос в том, как сойти с протоптанной колеи и во всеуслышание заявить, что женщина, находящаяся в церковной ограде, оказалась тут не из-за убогости, а наоборот.

Православная женщина должна быть образцом для подражания. Она может не только “молиться, поститься и слушать радио Радонеж”. Стать православной женщиной не так-то просто, а, следовательно, почетно. Что воцерковленность, патриархальная семья и дети (не один и даже не два), соблюдение традиций и постов не мешает ей иметь хорошее образование, прекрасную работу и ухоженную внешность. Она счастлива. Сейчас много каких-то спекулятивных высказываний о значении многодетности в жизни, основанных на словах послания апостола Павла к Тимофею, что женщина «спасется через чадородие» (1 Тим. 2: 15).

Однако как-то забывается, что через весь Новый Завет проходят главные условия спасения: наличие в человеке духа любви, смирения, кротости и т.д. Забывают то, что говорится через запятую после этих слов: «спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием». То есть чадородие само по себе не спасает! Это не билет в Царствие Божие. А спасает в том случае, когда естественно приводит женщину (да и всю семью) к «вере и любви в святости». Из-за неправильного понимания этих слов некоторые многодетные мамы считают себя чуть ли не наполовину спасенными и презирают при этом малодетных и бездетных! Удивительно, как Священное Писание ничему нас не учит!

Достаточно вспомнить ветхозаветные примеры праведных Авраама и Сарры, 20-летнюю бездетность Исаака и Ревекки, Анну – мать пророка Самуила, а также новозаветных праведных Иоакима и Анну, Захария и Елисавету, чтобы понять, из какого русла проистекает это фарисейское осуждение. Из церковной истории мы видим, что Господь одинаково благословляет и малодетных, и многодетных, и вовсе бездетных. Иоанн Златоуст был единственным ребенком в семье. Василий Великий – один из 9 детей. А в семье Иоанна Кронштадтского не было детей вовсе, потому что они с супругой дали обет целомудрия. И его подвиг – выше многодетности или невольной бездетности, потому что жить бок о бок с женщиной, со своей женой, и при этом соблюдать девство и целомудрие – это поистине пребывание в печи Вавилонской!

И я хочу рассказать историю из своей жизни. Вскоре после рукоположения мужа мы с ним пошли в ателье и заказали там пошив и отделку нескольких платков для меня. И мой мастер, наша знакомая, сказала тогда слова, которые мне показались странными:

— Красивые у вас будут платки.
— Пошейте себе тоже такие, — ответила ей я. — Вам заказывать не нужно, ткань и отделка под рукой, сами себе всё сошьете.
— Нет, мы недостойны носить такие.
— Почему??
— Ну, мы же обычные люди, а вы матушка.

Мне это запомнилось на всю жизнь. Если я православная, если я матушка, то я должна быть такой, чтобы люди, глядя на меня, хотели стать православными, а не смотрели бы на меня с сожалением. Я всегда слежу за своей внешностью, т.к. считаю себя ответственной за то, чтобы православных женщин не считали убогими и забитыми существами.
В подтверждение выше процитированных слов также могу сказать следующее. Летом ездили в Псково-Печерский монастырь. Убого выглядевших женщин среди прихожан стало меньше, среди паломниц примерно также и осталось. Это и правда смотрится тоскливо. Я этого никогда не понимала. Зачем одевать какую-то старую темную длинную юбку и серую мешковатую блузу? Сейчас и за бюджетные средства можно приобрести приличного вида макси-юбку, классическую женскую рубашку, в которых можно выглядеть и стильно, и не нарушать церковные традиции. До революции в церковь на службу одевали самые лучшие наряды, об этом даже в Домострое написано. Вера не должно делать из человека изгоя, забитую, не реализовавшую себя личность. Мы, верующие, должны показывать себя с лучшей стороны перед обществом.

— Большое спасибо вам за интервью, матушка Параскева.  Желаем вашей семье благополучия и помощи Божией.

Беседовала Лилия Малахова

 

10 февраля 2016 г.

Информация

Дорогие друзья! Благодарим за проявленный интерес к нашему общему с Вами делу благотворительности. Мы публикуем на нашем сайте действительно нуждающиеся семьи. Только после тщательной проверки документов и подтверждений достоверности информации мы публикуем страницу для сбора пожертвований.

 

Сделанные Вами пожертвования в Фонд «Матушки» суммируются в течение месяца и распределяются пропорционально для каждой семьи, исходя из количества несовершеннолетних детей.

 

Фонд несет ответственность за достоверность публикуемых данных и за своевременную выплату собранных средств Благополучателю.

Подписаться на новости о матушках и новые сборы
Loading
Вы помогли
Николай пожертвовал 2500р. 13.07.2018
Влад пожертвовал 4300р. 13.07.2018
Сергей пожертвовал 2500р. 13.07.2018
Вячеслав пожертвовал 1200р. 13.07.2018
Егор пожертвовал 500р. 13.07.2018
Александр пожертвовал 70р. 13.07.2018
Олег пожертвовал 500р. 13.07.2018
Сергей пожертвовал 1500р. 13.07.2018
Максим пожертвовал 200р. 13.07.2018
Виталий пожертвовал 100р. 13.07.2018
Николай пожертвовал 2500р. 13.07.2018
Влад пожертвовал 4300р. 13.07.2018
Сергей пожертвовал 2500р. 13.07.2018
Вячеслав пожертвовал 1200р. 13.07.2018
Егор пожертвовал 500р. 13.07.2018
Александр пожертвовал 70р. 13.07.2018
Олег пожертвовал 500р. 13.07.2018
Сергей пожертвовал 1500р. 13.07.2018
Максим пожертвовал 200р. 13.07.2018
Виталий пожертвовал 100р. 13.07.2018
188