Храм ценой жизни

Сейчас кажется, что изящный деревянный храм в поселке Мирный Тверской области, что в двух километрах от деревни Береза, родины святителя Николая Японского, стоит на своем месте несколько веков. И удивление вызывает тот факт, что сам поселок был основан всего лишь в 1961 году, а храм — на 30 лет позднее.

Поселок Мирный был задуман как очаг советской научно-технической мысли, здесь разрабатывали новые виды сельскохозяйственной техники, которая затем должна была колесить по необъятным просторам Советского Союза и способствовать быстрому и качественному заполнению закромов родины пшеницей, картошкой, капустой и другими плодами трудов советского крестьянина. Улицы поселка были украшены героическими плакатами и ни о каком храме, ни о каком православии в этом ярком примере торжества советской науки и техники речи быть не могло.

Как не могло быть речи о православии в одной Уфимской семье, в которой 15 февраля 1973 года родился мальчик, первенец, которого назвали Евгением. Отец ребенка был этническим мусульманином, и родня мужа поставила перед молодой невесткой вопрос ребром: или ты принимаешь мусульманство, или свадьбе не бывать. Юная девушка слишком любила будущего супруга, а православная вера, хоть и была для нее верой предков, но рассматривалась лишь как пережиток прошлого, и вопрос перехода в ислам был решен просто: за любовь — на все!

Но время расставляет все по своим местам. Свекры никак не могли смириться с тем, что их сын женился на русской, семейная жизнь не ладилась, и вскоре молодые расстались. И очень кстати пришлась рекомендация врачей переехать с болезненным ребенком куда-нибудь в жаркий сухой климат — так Женя со своей мамой оказался в старинном узбекском городе Фергана, где мама попробовала забыть прошлое и начать новую жизнь.

Но и на новом месте никак не складывалось. Перед распадом СССР отношение к русским в азиатских республиках стало очень и очень непростым. Начались притеснения, угрозы и вскоре мама принимает решение вернуться в Россию. Городом, который принял их, стал Елец Липецкой области. И здесь она неожиданно вновь обрела семейное счастье. На молодую женщину обратил внимание сотрудник. Встретились раз, встретились два, а потом поняли, что хотят быть вместе. Сыграли свадьбу, а в 1985 году в семье родился еще один сын. Господь как будто послал милость женщине, наградив ее за годы страданий любящим супругом и замечательной свекровью, которая аккуратно стала подводить невестку к тому, чтобы вернуться в лоно Православной Церкви. В 1987 году покрестили детей, а мать вновь присоединилась к православию, только теперь не номинально, а по-настоящему. Она стала православной христианкой, и много лет спустя она примет иночество с именем Артемия.

Время шло, дети подрастали. Женя поступил в Елецкий Техникум Железнодорожного Транспорта, и, когда было ему восемнадцать лет, познакомился с учащейся этого же техникума, «спортсменкой, комсомолкой, активисткой» Наташей Долобан. «Он мне сразу сказал — хочешь быть со мной — будем венчаться. У нас верующая семья. И я согласилась. Были молодые, бойкие, нам казалось, что у нас все-все будет замечательно, — вспоминает матушка Наталья. — Я его любила, венчаться — так венчаться. Мне было все равно».

31 августа 1991 года молодые повенчались. И в этого дня начался путь «спортсменки и активистки» на личную Голгофу.

«Я начала воцерковляться под влиянием своей свекрови Ольги Владимировны, — рассказывает матушка. — К тому времени она была уже глубоко верующей женщиной, причем не агрессивно-верующей, а верующей мудро, тактично. Она начала потихоньку-потихоньку подводить меня к тому, чтобы я приняла православие, не просто приняла — полюбила его так же, как она. У меня замечательная свекровь — она не загоняла меня в церковь. Она просто рассказывала мне о ней, и делала это с такой любовью, что я сама захотела туда прийти и остаться».

Прошло совсем немного времени, и девушка, у которой в гардеробе были только спортивные костюмы и джинсы, надела длинную юбку и повязала косыночку. Мама Наташи была в ужасе. Она работала начальником в небольшой государственной организации, для нее любые проявления религиозности в ее семье были неприемлемы. Перемены в дочери ее шокировали настолько, что она сказала: «Ты ко мне в таком виде на работу не заходи. Мне стыдно перед людьми. Я же начальник, а у меня дочь вот такая…» Сейчас матушка Наталья вспоминает это время с улыбкой. Все казалось новым, необыкновенным, правильным… А мама потом все же смирилась и под конец жизни воцерковилась сама.

После свадьбы молодые полтора года жили при богадельне, которая в последствии была преобразована в женский монастырь. Евгений работал водителем у местного священника, нес послушание  алтарника, помогал реставрировать храмы, был чтецом.. За два года у Евгения и Натальи родились сын и дочь, Николай и Анна. Потом — полгода работы в Перерве у отца Владимира Чуркина, а потом встал вопрос о принятии сана. За благословением молодая пара отправилась к старцу Науму, и прямо там встретили игуменью Евпраксию, настоятельницу Вознесенского Оршина женского монастыря из Тверской епархии. Вот туда-то и благословил отец Наум ехать молодых супругов.

Матушка Евпраксия выхлопотала для них жилье, а через два месяца 20 июля 1997 года  Евгения рукоположили в диаконы, и практически сразу матушка Евпраксия стала готовить его к священническому служению.

На Воздвижение 1998 года Евгений был рукоположен в сан иерея и получил указ о назначении настоятелем в село Татево Ржевской епархии. Полный сил и надежд священник прибыл на место и с удивлением обнаружил, что в нем здесь никто не нуждается. И тогда благочинный направляет его в поселок Мирный Оленинского района Тверской области, на родину святителя Николая Японского.

«Первое время нам было совсем нелегко, — вспоминает матушка Наталья. —  Поселок коммунистический созданный в 1953 году. Священников в этих краях не было в течение шестидесяти лет, то о вере в Бога и о церкви они не имели ни какого понятия. Идейно настроенные жители встретили нас в штыки. Да что там — просто враждебно. Демонстративно не здоровались, говорили всякие гадости, говорили что вот, дармоеды приехали на народные деньги жить. Хорошо еще, что нас поддерживал директор местного леспромхоза — он уже давно просил себе священника».

Но отец Евгений обладал удивительной чертой характера – открытостью, бесконфликтностью, умением ладить с окружающими. Его добродушие, умение разделять боль и сопереживать притягивали к нему многих людей, и постепенно народ стал приглядываться к священнику, понял, что он не собирается их облапошивать, и стали заходить на службы, которые тогда вели в складском помещении. То один зайдет, то другой, и так потихоньку стала складываться община.

Много разных испытаний выпало на долю отца Евгения и его семьи. Шесть лет они жили в гостинице, и только за год до трагической гибели батюшки спонсоры купили им небольшой домик неподалеку от храма. Много было всего — и осуждения, и зависти, и необъяснимой враждебности от людей, и в то же время к нему обращались в трудную минуту. Работа отца Евгения по организации приходской жизни была колоссальной. Он полностью, с нуля начал создавать приход. Каждый год он устраивал Рождественские, Пасхальные  праздники для детей всего поселка.

На приходе о. Евгения очень любили и уважали. В свободное время он очень любил заниматься пасекой, очень много читал. Отец Евгений всегда был готов выслушать страждущих, он принимал их боль на себя, каждого стремился поддержать. Когда в двухтысячном году была расстреляна 76-я псковская дивизия, он сорок дней не отходил от матери одного из погибших бойцов — обезумевшая от горя женщина хотела лишить себя жизни. Чтобы не допустить трагедии, отец Евгений и дневал, и ночевал у нее, можно сказать, водил за руку. И таких случаев было много, настолько много, что можно написать целую книгу.

И одновременно надо было строить храм. Все средства о. Евгению надо было добывать самому. Вот как сам он говорил в одном интервью: «Главным организатором строительства нашего храма можно в полном смысле этого слова считать святителя Николая, который примером своего жизненного подвига, своей молитвенной поддержкой, терпеливым отношением к моим немощам сделал возможным то, что храм стоит». Строительство длилось четыре года.  У местных жителей не было денег на постройку — конец 90-х годов — тяжелое время, дефолт, деньги обесценились.

Но отец Евгений верил, что Господь пошлет состоятельных людей, готовых пожертвовать на строительство — и не был посрамлен в своей вере. Удивительным образом находились жертвователи, Бог Своим Промыслом приводил людей, причем приводил так, что иной раз оставалось только перекреститься и сказать: «Дивны дела твои, Господи!» Всегда в самый тяжкий момент, когда казалось, что все, конец, денег, чтобы расплатиться за утварь нет, неожиданно кто-то жертвовал сумму, причем именно столько, сколько требовалось для уплаты долга. В 2000 году была отслужена первая служба в новопостроенном храме в честь святого равноапостольного Николая Японского.

Когда был построен храм, батюшка начал строительство дома причта рядом с церковью, чтобы открыть там воскресную школу, вести кружки и занятия. Он опять крутился, как белка в колесе, добывая то материалы, то средства… Летом 2005 года матушка Наталья уехала с детьми погостить к родителям. И вдруг — как гром среди ясного неба: отец Евгений пропал. По обрывкам информации удалось установить, что он собирался ехать на встречу с кем-то, чтобы купить  стройматериалы. На этом ниточка обрывалась.

Священника нашли спустя неделю в заброшенном доме избитым, повешенным и ограбленным. «Ничего не было — никакого следствия, делом никто не занимался, — рассказывает матушка Наталья. — Дело закрыли с нелепой формулировкой — несчастный случай. Даже из Москвы приезжали наши спонсоры, влиятельные люди, и ничего не смогли добиться — стена. Никому ничего не надо». Друзья батюшки сами провели расследование. Да, отец Евгений должен был поехать на встречу с крупной суммой денег, чтобы купить стройматериалы. Видимо, это была ловушка: кто-то решил ценой жизни священника завладеть деньгами. Найти убийц и даже установить, кто это сделал так и не удалось.

С того трагического дня прошло уже более десяти лет. Прекрасный храм стоит в поселке Мирный, объединяя молитвой многих людей. И до сих пор на приходе помнят отца Евгения. Иногда матушка приезжает туда навестить знакомых, пройти по тем улочкам, вспомнить безвозвратно ушедшую жизнь…

Много горя пришлось хлебнуть молодой вдове. Одна, с двумя детьми, без средств к существованию. Она вернулась в Тверь, где живет и по сей день. Подняла детей, работает в храме. «Как я вынесла это все? Не знаю… Бог помог. А еще поддержка моей свекрови. Когда все случилось, мы поддерживали друг друга, и это помогло нам выжить. И еще то, что на земле осталась память об отце Евгении: замечательный храм, построенный ценой его жизни».

Лилия Малахова

Информация

Дорогие друзья! Благодарим за проявленный интерес к нашему общему с Вами делу благотворительности. Мы публикуем на нашем сайте действительно нуждающиеся семьи. Только после тщательной проверки документов и подтверждений достоверности информации мы публикуем страницу для сбора пожертвований.

 

Сделанные Вами пожертвования в Фонд «Матушки» суммируются в течение месяца и распределяются пропорционально для каждой семьи, исходя из количества несовершеннолетних детей.

 

Фонд несет ответственность за достоверность публикуемых данных и за своевременную выплату собранных средств Благополучателю.

Подписаться на новости о матушках и новые сборы
Loading
Вы помогли
Николай пожертвовал 2500р. 13.07.2018
Влад пожертвовал 4300р. 13.07.2018
Сергей пожертвовал 2500р. 13.07.2018
Вячеслав пожертвовал 1200р. 13.07.2018
Егор пожертвовал 500р. 13.07.2018
Александр пожертвовал 70р. 13.07.2018
Олег пожертвовал 500р. 13.07.2018
Сергей пожертвовал 1500р. 13.07.2018
Максим пожертвовал 200р. 13.07.2018
Виталий пожертвовал 100р. 13.07.2018
Николай пожертвовал 2500р. 13.07.2018
Влад пожертвовал 4300р. 13.07.2018
Сергей пожертвовал 2500р. 13.07.2018
Вячеслав пожертвовал 1200р. 13.07.2018
Егор пожертвовал 500р. 13.07.2018
Александр пожертвовал 70р. 13.07.2018
Олег пожертвовал 500р. 13.07.2018
Сергей пожертвовал 1500р. 13.07.2018
Максим пожертвовал 200р. 13.07.2018
Виталий пожертвовал 100р. 13.07.2018
179